На давление выше 1,5 атм часто устанавливают вентиляторы типа Powerplus или Zoller, что более экономично по потребляемой мощности для преобразователя частоты, так как рабочая смесь в них сжимается. Рисунок 86 дает представление об устройстве для вентилятора Powerplus или Sentrik.
Эксцентриковый барабан вращается в цилиндрическом корпусе. Во время вращения барабан несет на себе ножи, закрепленные на концентрическом валу с внешним кожухом шариковых подшипников. Лопатки проходят через рулоны волокон, вставленные в продольные пазы на поверхности барабана. Между внутренней поверхностью корпуса и внешней поверхностью барабана образуется полость, которая разделена ножами на отсеки разного объема. При вращении барабана смесь из карбюратора попадает в полости между ножами на одной стороне корпуса, как показано стрелкой, затем переносится на другую сторону, подвергается одновременному сжатию и выталкивается в выпускной трубе.
В вентиляторах типа Цоллер (рис. 86, б) противоположные лопасти соединены в одно целое; движение ножей в пазах барабана связано с тем, что они снабжены подушечками, скользящими по поверхности эксцентриков, жестко связанных с неподвижной крышкой корпуса. Что касается барабана, листы в прорезях перемещаются только поступательно; нет необходимости в шарнирах из волокна. Изменение давления подачи и наполнения при изменении скорости в вентиляторах Powerplus и Zoller продолжается так же, как и в вентиляторе Рутса (см. рисунок 80).
Однако из-за условий сопротивления они не могут работать на высоких скоростях, что является преимуществом для правильного питания цилиндров двигателя. При высокой скорости вращения барабана возникают чрезвычайно высокие напряжения, опасные для прочности; кроме того, значительно возрастают механические потери из-за трения ножей в пазах. По этим причинам необходимо снизить скорость компрессора с помощью подходящей передачи. Передаточное число от 1,5 до 2,5 (см. таблицу 27).
Низкая скорость компрессора обусловлена его большими размерами и увеличенным весом. Способность выдерживать высокие давления наддува означает, что автомобили, оснащенные компрессорами Powerplus или Zoller, достигают более высоких максимальных скоростей. С другой стороны, ускорение менее удовлетворительное из-за плохой скорости заполнения компрессора при низкой скорости, хотя это последнее свойство не так ярко выражено, как в центробежных компрессорах. Передача на компрессор обычно осуществляется ведущими колесами от привода распределительного вала (см. рис. 25) или от переднего конца коленчатого вала.
Есть три варианта размещения компрессора на двигателе: 1) компрессор устанавливается перед двигателем, и валы ротора могут быть вертикальными (редуктор) или горизонтальными (см. рисунок 85); 2) компрессор устанавливается за двигателем прямо над коробкой передач, как обычно, например на автомобиле Austin 0,75 л; 3) компрессор устанавливается со стороны двигателя в картере (рис. 87) коробка передач заключена в специальную надставку картера.
На V-образных двигателях этот последний вариант установки нецелесообразен из-за недостатка места. Однако в этом случае появляется возможность разместить компрессор в камере между блоками цилиндров; эта компоновка была принята на 16-цилиндровом двигателе Alfa Romeo. Чтобы улучшить наполнение удлиненного компрессора, к его всасывающему патрубку часто прикрепляют два, три или даже четыре карбюратора, чтобы он мог улавливать смесь по всей ширине ротора. Таким образом можно снизить скорость смеси на входе в вентилятор и улучшить ее наполнение.
Ремонт турбин ТурбоНова