Передув на Фольксвагене Шаран 2003-го года 1.9 ТДИ
Данная история, по сути, — самый распространенный случай неисправности турбины дизельного авто. Итак, приехал ко мне клиент на Фольксваген Шаран 2003-го года выпуска, мотор 1.9 ТДИ с насос-фарсунками. Ехал он по трассе 120–130 км/ч — и тут загорелась ошибка двигателя на панели приборов, ощутимо упала мощность, машина стала как обычный атмосферник. Он на ходу выключил/включил зажигание (вообще говоря, так делать не стоит), и симптомы пропали, однако при наборе скорости больше 100 км/ч все повторилось.
По его рассказу я понял, что у него классический случай перенаддува. Машину подняли на подъемник. У Шаранов турбина снизу сзади, из-под капота не добраться. Было установленно, что при перегазовке пневматический актуатор турбокомпрессора реагирует с запозданием, поэтому колесо турбины вращается с повышенной скоростью. Шланг и электромагнитный клапан были в порядке, осталось проверить привод геометрии ТКР. Попытки вручную повращать лапку выявили проблему в самой геометрии ТКР — лапка ходила с заеданием.
Турбину сняли с двигателя и вскрыли ее коллектор. Оказалось, что причиной засора геометрии лопаток было большое количество сажи. Но опять же, просто почистить геометрию и установить турбину назад на двигатель — клиент снова приедет через неделю. Было важно понять, откуда повышенное образование сажи. В данном случае помог сам водитель, сообщивший, что накануне заправился заведомо некачественным топливом. Мораль, как говорится, на поверхности: заправка некачественным топливом ведет к серьезным расходам.
Ремонт турбин